У
скифов, сарматских племен и
гуннов был распространен культ оружия, а меч считался предметом сакральным. Оружие не только обожествлялось, но и наделялось душой. Об этом ярко свидетельствует большое количество амулетов в виде кинжалов и акинаков в кобанских погребениях, а также свернутые сабли из более поздних воинских погребений VIII-X вв. на территории Великой Степи (Борисовский могильник в Прикубанье, южносибирские могильники и др.). О скифах же античные источники прямо сообщают, что они поклоняются мечу, как богу.
Геродот сообщает, что скифы "Аресу же совершают жертвоприношения следующим образом.
В каждой скифской области по округам воздвигнуты такие святилища Аресу: горы хвороста нагромождены одна на другую на пространстве длиной и шириной почти в три стадии, в высоту же меньше. Наверху устроена четырехугольная площадка; три стороны ее отвесны, а с четвертой есть доступ. От непогоды сооружение постоянно оседает, и потому приходится ежегодно наваливать сюда по полтораста возов хвороста. На каждом таком холме водружен древний железный меч. Это и есть кумир Ареса. Этому-то мечу ежегодно приносят в жертву коней и рогатый скот, и даже еще больше, чем прочим богам" (1). Б.Н. Граков высказал мнение о том, что меч-акинак у скифов был лишь фетишем, сопутствовавшим главному культу бога-героя – Таргитая. (2)
Все это напоминает культ меча у гуннов и алан, отмеченный Приском, Иорданом Марцеллином. Меч у гуннов тоже считался сакральным объектом: они поклонялись ему как богу войны (3). Военные успехи Аттилы связывались именно с древним магическим мечом, который был случайно найден в траве гуннским пастухом: "…это знаменует ему Бог, явивший меч Марсов, который у скифских царей почитается священным. Сей меч уважается ими, как посвященный Богу войны, в древние времена он исчез, а теперь был случайно открыт быком". (4)
Другой античный автор Иордан добавляет, что "Аттила думает, что он поставлен владыкой над всем миром и что Марсов меч дарует ему преобладание в боях". (5) Образ этого меча сохранился у карачаево-балкарцев. В карачаево-балкарском языке есть выражение: "Къайдан чыкъдынг, халгер ханстан чыкъгъанча?! – Откуда ты свалился, словно старый кинжал (халгер), появился из травы?!". (6)
Нет сомнений в том, что используемое Приском и Иорданом название "Марсов меч" есть перевод названия священного меча с гуннского языка. Подтверждение этому сохранилось в карачаево-балкарском древнем языческом пантеоне. Так, карачаево-балкарцы называют радугу "Тейри Къылыч" (букв. "Меч бога Тенгри", т.е. "Меч Марса"). Высший и единый бог гуннов Тенгри согласно источникам представлялся и богом войны.
В главе L второй книги древнеармянского источника "История агван" автор пишет, что "… они (гунны – Г.А.) приносили в жертву жареных лошадей какому-то чудовищному, громадному герою, называя его богом Тангри-хан…". (7;8) Культ меча неразрывно был связан с культом Тенгри, а более поздние (VIII – X вв.) многочисленные находки свернутых сабель в воинских погребениях Борисовского могильника (территория Хазарского каганата) на Северном Кавказе несомненно являются развитием этого культа Бога-Меча. Сабля воина времен Хазарского каганата наделялась душой и умирала вместе со своим хозяином.
Однако, оружие мыслилось не только как божество войны и сакральный покровитель воинов, но и как символ мужского начала и символ рождения новой жизни. Так, на многих скифских изваяниях кинжал у пояса явно напоминает мужской половой орган (penis) и располагается он рядом с penis, а последний весьма четко изображен на статуе, которая по канону исполнения является явным прототипом древнетюркских изваяний.
В этой связи крайне интересно, что в некоторых архаичных тюркских языках слово къын имеет два значения: старо-осм., кар.-балк.: 1. ножны; 2. женский половой орган (в кар.-балк. устар.). Так, в одном из первых печатных учебников староосманского языка 1612 г. в турецко-латинской части словаря слову kin дается значение vagina. Н.Ф. Катанов приводит интересный элемент из гадательной магии китайских тюрков: "Во сне видеть сломанные ножны или футляр – значит, умрет жена". (9) Иными словами, жена ассоциируется с ножнами.
В литературе на это уже обращалось внимание и отмечалось, что вкладывание меча или кинжала в ножны мыслилось как символический половой акт, а сам клинок в данном случае был символом деторождения – символом жизни. Все это говорит о том, что в сакральных представлениях скифов клинок имел двоякую природу: он олицетворял смерть и жизнь одновременно. Культ холодного оружия у древних народов еще только предстоит изучить. Такое изучение может открыть завесу тайны над многими вопросами древней истории.
Источники и литература
1. Геродот. IV. 62.
2. Граков Б.Н. Скифы. М., 1971.
3. В.П.Никоноров. Военное дело европейских гуннов в свете данных греко-латинской письменной традиции //ЗВОРАО, Новая серия, т. 1 (XXVI), С. 287.
4. Сказания Приска Панийского //Византийская историческая библиотека. Рязань, 2005, с. 500.
Ibid.
5. Карачаево-балкарско-русский словарь. М.: "Русский язык". 1989. С. 703.
6. Моисей Каганкатваци. История агван. (пер. Патканяна). СПб.. 1861. с. 193.
7. Журнал "Прорез", 2011, № 5, С. 34-36.
8. Hieronymo Megisero. Institutionum Lingvae Tvrcicae, 1612.
9. Катанов Н.Ф. О погребальных обрядах у тюркских племен Центральной и Восточной Азии. Казань, 1894. С. 34.
А.А. Глашев. Институт тюркологии (Москва)