После падения Джунгарии часть казахов передвинулась на север и развернула свои кочевья между
Омском и
Усть-Каменогорском. Движение казахов в освободившиеся от калмыков места и на сибирские земли были столь быстры, что русские власти в 1765 году устроили десятиверстную пограничную полосу с целью запретить продвижение кочевников. Но эта мера серьезно ограничить миграции казахов в Сибирь не могла. Постепенно им стали разрешать переходить эту линию. Предположительно с конца XVIII века часть казахов стала оседать на постоянное местожительство в южной полосе Тобольской и Томской губерний. Они устраивались на крестьянских казенных землях в качестве земледельцев и (пастухов.
Но таких казахов в тот период было еще немного. Основная масса прикочевывала для устройства на сибирских землях временных поселений. В будущем это привело к возникновению постоянных аулов и переходу части казахов на оседлый образ жизни. С XVIII века начинается формирование этнографической группы
омских казахов.
Первый период этого процесса приходится на 1758—1822 годы. В 1782 году в Тобольском наместничестве был выделен Омский уезд, в котором оказалась и часть казахов-переселенцев. Они сосредоточивались вдоль Сибирской пограничной линии, переходили ее и обращались с прошениями об отведении им земель в сибирских губерниях. В этот период разрабатывается целый ряд законодательных мер, в числе которых определяющим был Устав о сибирских киргизах 1822 года.
В русских документах тогда казахи значились киргизами,
киргиз-казахами или киргиз-кайсаками. В первой четверти XIX века часть казахов была зафиксирована в Курганском, Ишимском и Омском округах как постоянное население. Казахов, живших в Тобольской и Томской губерниях, а также на землях русских казачьих отрядов, обозначали «внутренними киргизами». По реформе управления сибирских губерний 1822 года казахи Среднего жуза оказались в Омской области, и их стали называть сибирскими киргизами. На территории Западно-Сибирской равнины расселялись в основном казахи Среднего жуза, состоявшие из племен кипчаков, аргынов, найманов, кереев и уаков.
Именно они и поселялись на сибирских землях — там, где кочевали и до джунгарского нашествия. К уакам и кереям отчасти присоединились кочевавшие в южных районах Сибири казахи Младшего жуза из племени же-тыру. Материалы Казахского отряда Сибирской историко-этно-графической экспедиции Омского университета, собранные в 1978 году, в том числе массовые записи племенной и родовой принадлежности современных казахов или их предков, показывают, что и сейчас на территории Омской области проживают представители аргынов, кереев, кипчаков и уаков. В небольшом количестве отмечены здесь и найманы, составлявшие в прошлом пятое племя Среднего жуза. Северными соседями казахов были сибирские татары, поддерживавшие с ними и семейно-брачные отношения. В XVIII веке в районах кочевания казахов стали селиться русские, направленные на службу в построенные многочисленные военные городки и крепости.
Казахи понемногу и сами стали оседать в русских поселениях — в основном временно на период найма на сезонные работы. Но некоторые казахи записывались в сословия казаков, мещан и крестьян, поступали на службу к русским купцам, служили ямщиками, становились работниками. В Омском округе были зафиксированы крещеные казахи, хотя большинство их держалось мусульманской веры. Ограничение территории для кочевок, особенно в XIX веке, приводило к тому, что многие сибирские казахи стали постепенно оседать. Более массовый переход казахов в районы Тобольской губернии начался со второго десятилетия XIX века, как это видно из документа «Дело о поселении киргиз вдоль Сибирской линии».
В 1816 году в Тобольской губернии числилось 869 казахов, из них 235 человек проживали в Омском округе, 552 — в Ишимском и 82—в Курганском. В ревизии 1816 года были учтены только осевшие в этих округах на постоянное жительство казахи и «е учтены казахи, временно переходившие границы сибирских губерний для устройства здесь свощ кочевий. Общая численность этих двух категорий казахов в 1823 году составила по Омскому округу 1622 человека. Следующий период расселения казахов в южных районах Западной Сибири охватывает время после 1822 года и почти до конца 1880-х годов. Он характеризуется законодательным закреплением постоянных территорий за казахами, установлением административно-территориальных единиц с ограничением переходов казахов с одной территории на другую.
Хозяйственно-культурные контакты с русским населением расширяются. Постепенно растет численность казахов в степной зоне. Помимо омских казахов небольшие группы их расселяются в южных районах Тобольской и Томской губерний. Именно в последней трети XIX века казахи появляются в Чуйской степи и начинает складываться еще одна их сибирская группа на Южном Алтае. Из-за ограничения пастбищных угодий царской администрацией в Усть-Каменогорском уезде в Семипалатинской области они откочевали сначала в Монголию.
Через 10 лет оттуда из-за массового падежа скота казахи переселились на Алтай, договорившись с алтайскими зайсанами о выделении им там пастбищ. Алтайцы помогли тогда казахам, выделив им скот. В дальнейшем, в том числе и в годы советской власти до середины 1930-х годов, казахи продолжали переселяться небольшими группами в Чуйскую степь. В настоящее время они проживают вместе с теленгитами (группа алтайцев) в Кош-Агачском районе Горно-Алтайской автономной области. Численность кош-агачских казахов — 7 тысяч человек. В основном это выходцы из племенного объединения
найманов, меньше среди них уаков и ители.
Более 100 лет кош-агачские казахи живут в оторванности от остальных казахов в казахско-теленгитских поселках. У них сформировались новые черты в культуре и быте, сложились особенности в хозяйстве. Следующий этап расселения казахов в Западной Сибири относится к 1889—1917 годам. В это время начинается широкое крестьянское движение русско-украинского населения в степях Казахстана и Сибири, что коренным образом изменило этническую ситуацию в этих районах. Ограничение земель, находившихся в пользовании казахов, усиливавшееся хозяйственно-культурное влияние русских, украинцев и затем переселявшихся сюда же немцев привели к массовому отказу казахов от кочевого образа жизни и оседанию их на жительство в постоянных аулах. Этот процесс растянулся, правда, еще на несколько десятков лет.
В 1897 году на Западно-Сибирской равнине насчитывалось уже свыше 50 тысяч казахов, из них более 38 тысяч — в Омском округе Акмолинской области, 5200 казахов — в Тюкалинском и 334 казаха — в Тарском округе Тобольской губернии. Омская исследовательница О. М. Бронникова (в настоящее время работает в Санкт-Петербургском научно-исследовательском институте «Музей антропологии и этнографии РАН») для советского времени выделяет три периода в расселении казахов на территории юга Западной Сибири. Первый период, начавшийся с 1917 года, охватывает десять лет советской власти. В это время усилились миграционные процессы среди казахов.
Фактически к 1928 году сибирские казахи перешли полностью на оседлый образ жизни. Второй период охватывает конец 1920-х—1940-е годы. Его характеризует жизнь казахов в условиях нового типа их поселений — круглогодично стационарных аулов и в условиях оседлого скотоводческо-земледельческого хозяйства. Последний период начинается с 1950-х годов. Он связан прежде всего с изменениями в расселении, происшедшими в ходе освоения целинных земель.
Новый мощный приток населения на этом этапе привел к завершению формирования современного национального состава в данном регионе. Этот период характеризуется более равномерным и чересполосным расселением казахов среди русских, украинских и немецких селений. В настоящее время основная часть западносибирских казахов проживает в юго-западных районах Омской области, где они составляют от 7 до 12,5% населения этих районов. В однонациональных казахских поселениях сосредоточено около 30% казахов.
Остальные сельские казахи расселены довольно дисперсно среди окружающего иноэтнического населения: русских, украинцев, немцев и татар. Значительная часть казахов проживает и в городе Омске. Относительно компактное расселение казахов в Омской области, их многочисленность, особенности хозяйственного и культурно-бытового уклада, возникшие в условиях проживания в лесостепных и отчасти в лесных районах, а также в условиях активного культурного взаимодействия с оседлыми народами, способствовали формированию особой этнографической группы казахского народа — омских казахов.