В начале 1 тыс. до н.э., определяемом как ранний железный век, население среднеазиатских степей перешло к кочевому скотоводству. Возникновение и развитие его в степях Средней Азии и Евразии ознаменовали новый этап в этнической истории - на арене стали появляться племена и союзы племен, выступавшие в персидских источниках под именем саки.
Персидские тексты дают нам наиболее детальную картину расселения сакских племен: саки тиграхауду /острошапочные саки/, саки хаомаварга (изготовляющие напиток хаома), саки, которые за Согдос и саки заморские. В целом же территория, с которой связывают обитание
саков, охватывает пределы от Северного Причерноморья до восточных областей Средней Азии, включая Памир, а иногда и до Восточного Туркестана.
Общепризнанным является то, что все связываемые с кочевыми народами, определяются как принадлежащие к восточной ветви индоиранской группы индоевропейских языков. Письменные источники и археологические данные говорят о том, что уже в 7-5 веках. до н. э. сакские племена, населяющие Казахстан и Среднюю Азию, были связаны с цивилизациями древнего мира -
Ассирией и
Мидией, а с середины VI в до н.э. - с
Персией.
Саки участвовали во многих исторических событиях того времени. Так, персидский царь Кир заключил союз с саками и прибегал к их помощи во время войны с лидийским царем Крезом. Царь Дарий 1 /521-486 гг. до н.э./ на время подчинил отдельные сакские племена, в том числе и саков хаомаваргов. Они вошли в состав XV сатрапии (податного округа) Ахеменидов. Саки служили в войсках Ахеменидов. Часть их даже входила в личную гвардию персидского царя - в число так называемых "десяти тысяч бессмертных". В конце VI- начале V вв. до н.э. отдельные сакские племена участвовали на стороне персов в грекоперсидских войнах. В 30-е годы IV в. до н.э. Александр Македонский разбил армию последнего ахеменида Дария III и вторгся в Среднюю Азию. Взяв Мараканду (
Самарканд) греко-македонцы направились к Сырдарье. При попытке переправиться через нее Александр Македонский был ранен сакской стрелой.
Археологические и этнографические материалы позволяют утверждать о существовании у саков трех основных видов скотоводства: кочевого - полукочевого и оседлого. В сакское время получил развитие колесный транспорт. О высоком уровне развития ремесла, существовании религиозных представлений говорит и факт находки в иссыкском кургане богатого захоронения человека, более известного как «Золотой Человек».