! Сегодня

Главная » Блог » Бродовский котёл. Гром из болот

Бродовский котёл. Гром из болот

Влюбиться можно в красоту, но полюбить – лишь только душу!

23-августа-2023, 21:38   2   0

Бродовский котёл. Гром из болот

М. К. Секирин, подполковник в отставке, кандидат исторических наук

Стояли теплые летние дни. Воздух наполнен запахами буйной, благоухающей зелени. Богата природа края, где поля чередуются с дремучими лесами и рощами, много рек и озер, окаймленных камышом и высокими травами. Здесь проходит линия фронта. Уже несколько месяцев советские войска находились в обороне. Относительно тихо. Но все понимали: это затишье перед бурей. Вот-вот грянет гром.

И орудийный гром грянул.

Два мощных стальных клина вонзились во вражескую оборону. Это были рассекающие удары наших войск, направленные на укрепления фашистской группы армий «Северная Украина». Один удар — на львовском направлении, второй — на рава-русском, а часть сил брошена в обход с севера и северо-запада бродовской группировки противника.

13-я армия генерала Н. П. Пухова действовала на рава-русском направлении. Я помню напряженную обстановку в штабе, в частях, соединениях армии как в период подготовки, так и в ходе наступления.

Автор в то время был старшим помощником начальника оперативного отдела штаба 13-й армии по изучению опыта войны.

Находясь в обороне, воины изучали тактику противника, учились преодолевать водные преграды, штурмовать вражеские окопы, проволочные заграждения, вести уличные бои в городах и населенных пунктах. В штабе армии разрабатывались планы прорыва обороны и дальнейших боевых действий.

Полоса наступления 13-й армии определена в 80 км, а прорыв, намеченный на правом фланге между станцией Звиняче и хутором Квасов, едва превышал четыре километра. Сюда нацелены пять дивизий, артиллерийские, танковые полки. Справа примыкали соединения 3-й гвардейской армии. А позади, за стыком двух общевойсковых армий, сосредоточивались для ввода в прорыв 1-я гвардейская танковая армия и конно-механизированная группа (1-й гвардейский кавалерийский и 25-й танковый корпуса).

Вскоре никто уже не сомневался, что гром наступления трех армий на правом крыле фронта грянет с заболоченной поймы верховьев реки Липы. А до начала операции замысел был неизвестен войскам. Помнится, как нелегко было сосредоточивать здесь такую массу солдат и техники. Танковая армия шла с Днестра за 300 км. Общевойсковые и артиллерийские соединения подходили с северо-востока и юга за 80—150 км.

Потребовалось подготовить исходный плацдарм для ударной группировки армии южнее станции Звиняче. И вот на болотистой торфяной пойме безымянного притока Липы за одну неделю возникло 9 гатей длиной по километру каждая. Их делали в основном по ночам, передвигаясь по колено в грязи и торфяной жиже, воины четырех батальонов 19-й Ровенской инженерно-саперной бригады полковника М. Д. Бараша.

Как ни скрытно готовилось наступление, гитлеровцы все же узнали об этом. В ночь на 13 июля генералу Пухову по телефону сообщили важную новость: перед соседом справа противник начал отход на вторую полосу обороны. Со штаба армии пошли приказы и распоряжения в корпус, дивизии. Глаза и уши наших войск — разведчики — на ногах.

В эту ночь на переднем крае уже трудились саперы. Быстро и сноровисто работали гвардии сержанты белорус Михаил Метла и уралец Родион Андрюшин со своими отделениями. Замысловатое расположение мин показывал им не раз побывавший в разведке минных полей ефрейтор Алексей Дворецкий.

Под утро в проделанные саперами проходы восточнее села Елизарев двинулись подразделения передового батальона 121-й гвардейской дивизии. Организованно, без суеты выводит их из расположения 337-го гвардейского полка старший лейтенант Г. Федоров. Одновременно из 870-го полка правофланговой 287-й стрелковой дивизии привел к станции Звиняче передовой батальон капитан М. Пастухов.

Прорезав утренний воздух, взвилась в небо ракета. Артиллерийские залпы возвестили о начале действий. Через 15 минут передовые батальоны поднялись в атаку. Искусный маневр и стремительность действий сочетались с отвагой и доблестью воинов.

Четко и громко передавал команды своего комбата капитана Пастухова коммунист И. А. Кузнецов. Выполняя обязанности связного, он в то же время уничтожил четверых фашистов, одним из первых достиг домов на западной окраине станции Звиняче, снял охрану у склада боеприпасов противника. Командир полка подполковник П. И. Степук представил отважного воина с Орловщины к награде — ордену Славы II степени.

Старший сержант П. Н. Омельчук из ручного пулемета уничтожил орудийный расчет врага, взял в плен шестерых немцев. Старший сержант Т. И. Несветеев, заменив выбывшего из строя командира взвода, повел бойцов к огневым позициям врага и захватил три пушки с расчетами. Старшие сержанты Омельчук и Несветеев стали кавалерами ордена Славы II степени.

Не менее храбро действовали воины батальона Федорова. Отделение пешей разведки во главе с сержантом Тимофеем Ткаченко уничтожило семь и взяло в плен трех фашистов, захватив ценные документы. Бойцы взвода во главе с сержантом И. Н. Пирожковым подползли к первой траншее противника и забросали врага гранатами, проложив себе путь ко второй. Фашисты пытались ускользнуть, но были накрыты минометным огнем. Корректировал огонь сержант В. Г. Погребняк.

Вперед двинулся взвод москвича младшего лейтенанта Бориса Шурова. Около полсотни гитлеровцев уничтожили бойцы под его командованием, а сами вышли из боя почти без потерь. Орден Александра Невского украсил грудь Бориса Шурова.

Комбат Г. Федоров и заместитель командира полка майор Н. Ефимов быстро произвели перегруппировку сил и в тесном взаимодействии с батареями старших лейтенантов И. Кашина и А. Силютина, а также дивизиона капитана Р. Сазонова начали глубокий обход вражеского опорного пункта. Пока артиллеристы подвергали интенсивному обстрелу немецкую оборону, Федоров осуществлял выдвижение сил для нового маневра. Одна рота наносила по противнику фронтальный удар, создавая впечатление, что именно этот участок является направлением главного удара. Пока немцы стягивали сюда основные силы, рота младшего лейтенанта И. Егорова обогнула деревню с юга, а рота старшего лейтенанта Г. Трофимца — с севера. Так два подразделения совершили быстрый обход села Холонюв, а затем, соединившись, нанесли удар там, где противник его не ожидал. Враг в этом бою понес большие потери.

За шесть часов первого дня наступления батальон Федорова продвинулся вперед на 8 км и освободил три населенных пункта.

Успех передовых батальонов Пастухова и Федорова 287-й и 121-й дивизий, действующих на главном направлении, позволил перейти в наступление и в полосе 112-й дивизии, наносившей вспомогательный удар на широком фронте южнее села Красов. Ее передовой батальон под командованием капитана Д. Полищука продвинулся на юго-запад до 6 км и овладел деревней Куповальце. Этим он обеспечил удар дивизии в обход станции Горохов с юга в тот момент, когда с севера сюда уже подходили части 121-й гвардейской дивизии генерала Л. Д. Червония.

Гитлеровцы стремились уйти от удара. И чтобы не упустить врага, во второй половине дня с ходу вступили в бой свежие силы. Вечером наши части оказались перед второй, а у станции Горохов — даже перед третьей позицией главной полосы обороны немцев. На этот рубеж противник отвел основную массу своих войск и артиллерии. Тяжело здесь пришлось нашим штурмовым батальонам. Еще не подошли танки и самоходно-артиллерийские установки. Они только что выгружались из железнодорожных эшелонов.

Вечером была произведена перегруппировка артиллерии, а утром 14 июля начался штурм обороны врага. Поспешно занятый, но очень укрепленный оборонительный рубеж войска 13-й армии пытались прорвать с ходу, после короткой артиллерийской подготовки. Неблагоприятная погода не позволила действовать здесь нашей авиации.

Наибольшее сопротивление враг оказал на правом фланге армии, где он в стык с 3-й гвардейской армией еще с 13 июля начал выдвигать авангарды 46-го танкового корпуса, усиленного двумя бригадами штурмовых орудий. Первые колонны его 16-й танковой дивизии торопились помешать штурму города Горохова, но опоздали. И немалую роль в этом сыграла 287-я стрелковая дивизия под командованием генерал- майора И. Н. Панкратова. Она обошла Горохов с юга и с ходу вступила в бой с врагом. Ее 868-му стрелковому полку, которым командовал полковник А. Тарасов, был подчинен 87-й танковый полк И. Борцова, прибывший из конно-механизированной группы.

Разгорелся ожесточенный бой. Роты средних танков во главе с капитаном И. Колесниковым и старшим лейтенантом А. А. Малошенко уничтожали самоходные и полевые орудия, давили бронетранспортеры, пулеметы и пехоту, подавляли огонь дзотов. Одним из первых вывел свою «тридцатьчетверку» в расположение фашистов сержант Владимир Емельянов. Его танк нанес большие потери врагу, но и сам получил повреждение. Водитель хорошо владел боевой машиной и, невзирая на вражеский огонь, быстро вернул ее в строй.

Стремительно пробивали войскам дорогу на деревню Угов танковые взводы старшего лейтенанта Сергея Куликовского и лейтенанта Михаила Маштакова. На их боевых машинах действовал десант роты автоматчиков Героя Советского Союза лейтенанта Василия Некрасова. Танкисты и автоматчики оседлали шоссе Радехов — Горохов, что облегчило соседней справа армии бой за Горохов.

Противник пытался вернуть шоссе, контратаковав полк четырнадцатью танками и батальоном пехоты на бронетранспортерах. Тогда генерал И. Н. Панкратов обрушил на фашистов огонь артиллерии, а подполковник Борцов ввел в бой резервные танки.

Успешно атаковал здесь гитлеровцев и 866-й полк под командованием участника гражданской войны, бывшего комиссара подполковника И. Кадникова.

В этот же день дивизия генерала Червония обходным маневром с флангов и атакой двух гвардейских полков сломила сопротивление врага у станции Горохов и совместно с 327-м гвардейским тяжелым самоходно-артиллерийским полком подполковника А. Симоненко создала условия для дальнейшего наступления на Дружкополь и Стоянов, через которые проходила вторая полоса обороны врага. Сюда устремились резервы обеих сторон: 17-я танковая дивизия врага и наша 6-я гвардейская дивизия. От исхода боев за эти пункты зависел срыв замысла гитлеровцев, рассчитывавших силами 46-го танкового корпуса разгромить дивизии первого эшелона 13-й и соседней армий.

Утро 15 июля. Части 13-й армии готовятся к прорыву второй полосы обороны. В течение часа бушует шквал огня артиллерии и минометов всех калибров. Грозным гулом заполнили небо краснозведные штурмовики и истребители. Летчики громят артиллерию противника в районах Дружкополя, Сельца и Стоянова.

С утра 24-й и 27-й корпуса нашей армии ввели в бой свои вторые эшелоны, развернув справа от 287-й 350-ю дивизию генерала Г. И. Вехина. Она нацелилась на Селец. Левее 287-й дивизии вводилась в бой 6-я гвардейская под командованием генерала Д. Онуприенко — на Дружкополь. Их полки после прорыва второй полосы вражеской обороны должны были стремительно двигаться к Западному Бугу.

Наиболее ожесточенными в этот день были бои у Дружкополя и Стоянова, где успела развернуться 1-я танковая дивизия противника.

Наступление на Дружкополь вел 25-й гвардейский стрелковый полк под командованием подполковника В. Абросимова. Впереди и на флангах его батальонов шли тяжелые самоходные артиллерийские установки подполковника А. Симоненко. Гвардейский самоходный полк, ведя за собой пехоту, наступал в боевом порядке «углом вперед».

Во главе наступающих двигалась первая батарея гвардии лейтенанта Александра Шкурикова. Когда до вражеских траншей оставалось метров двести, позади самоходок возникла стена разрывов снарядов и мин. Противник вел огонь на отсечение нашей пехоты от самоходок, которым не удавалось огнем с места подавить вражеские орудия и минометы. И вот пять грозных машин батареи Шкурикова на полном ходу врываются в расположение гитлеровцев, разбивая и давя гусеницами пулеметные точки и минометы. Враг начал отходить.

При въезде в местечко головная машина лейтенанта П. Архипова вдруг остановилась. Мост через Липу оказался заминированным. Командир батареи вместе с Архиповым и наводчиком старшим сержантом С. Чалым выскочили из машины, извлекли из-под моста два пуда тола и двадцать противотанковых мин. Путь свободен! Преследуя и отражая контратаки врага, батарея уничтожила три вражеских танка и три самоходных орудия «фердинанд». Два танка противника поджег командир самоходной установки старший лейтенант В. Бирюков.

Бой выигран. Взят Дружкополь — важный узел сопротивления фашистов в центре полосы наступления ударной группировки 13-й армии.

Самоходно-артиллерийский полк, подчиненный 6-й гвардейской стрелковой дивизии, пошел в обход местечка Стоянов с запада. В это же время 121-я гвардейская стрелковая дивизия обошла Стоянов с востока и стала наступать на Радехов. 13-я армия расширила прорыв в сторону флангов — 24-м корпусом на Кристинополь (ныне Червоноград), а 27-м — на Радехов.

На полях еще не окончена жатва. Квадратные копны золотистых снопов стояли вдоль дороги на довольно близком расстоянии, как будто их специально собрали к югу от местечка Стоянов. Но когда гвардейцы из 121-й гвардейской дивизии генерала Червония двумя ротами обошли местечко, зашевелились, задвигались копны, словно огромные куклы. Из них выползали боевые машины с черно-желтыми крестами. Гвардейцы с ходу развернулись для отражения контратаки врага.

В полосе 13-й армии завершался прорыв всей глубины тактической зоны обороны противника. В полдень 16 июля два полка 121-й гвардейской дивизии освободили Радехов. В числе первых на машинах «ЗИС-5» в город ворвался 120-й гвардейский истребительный противотанковый дивизион под командованием капитана Николая Носова.

Разведчик дивизиона старший сержант Василий Павленко захватил средний немецкий танк. Огнем из его пушки он уничтожил легковую автомашину с офицерами, а затем этим танком раздавил два станковых, семь ручных пулеметов и до тридцати гитлеровцев.

Отличившиеся в боях за Радехов гвардии сержанты Василий Апальков, Александр Гаврин, Сергей Ефимов, Иван Кондрашов, Борис Удовенко, Вениамин Хасин, Иван Шевчук и Василий Павленко отмечены правительственными наградами.

На правом фланге армии воины 287-й и 350-й стрелковых дивизий генералов Панкратова и Вехина нанесли ощутимый удар оперативным резервам врага, его 16-й танковой дивизии. Одновременно с этим 27-й стрелковый корпус генерала Ф. Черокманова нанес значительный урон 17-й танковой дивизии противника. Создались условия для развития прорыва подвижными войсками.

На соседних участках фронта также наступил перелом. Так, в стыке с 3-й гвардейской вошла в прорыв 1-я гвардейская танковая армия генерал-полковника М. Е. Катукова. Развивая удар в направлении к Западному Бугу, она частью сил севернее города Кристинополь к утру 18 июля начала форсирование реки с ходу одновременно с передовыми отрядами дивизий ударной группировки 13-й армии.

Для ликвидации сильного узла сопротивления врага в Кристинополе генерал Пухов ввел в бой свой резерв — 71-ю дивизию, которая совместно с дивизией генерала Панкратова и 327-м гвардейским самоходно-артиллерийским полком 18 июля овладела городом, значительно расширив плацдарм на Западном Буге.

Конно-механизированная группа генерала Баранова к исходу 17 июля вышла к Западному Бугу на левом фланге ударной группировки армии у Каменки-Струмиловой. 25-й танковый корпус под командованием генерала Ф. Аникушкина нанес большой урон 20-й моторизованной и остаткам 17-й танковой дивизии гитлеровцев, отбросив их от Холуева и Руды-Селецкой за реку. С рассветом следующего дня кавалеристы и танкисты форсировали Западный Буг.

В это же время на львовском направлении настойчиво пробивались через узкий «колтовский коридор» воины 60-й и 38-й общевойсковых, 3-й гвардейской и 4-й танковых армий.

Вечером 18 июля небо Москвы озарилось двадцатью вспышками огней. Салютом из 224 орудий ознаменована победа наших войск, прорвавших сильную эшелонированную оборону противника на глубину до 50 км. Радостью и гордостью наполнились сердца воинов. Но каждый знал, что впереди новые упорные бои.


На горящей самоходке

Продолжался бой за Дружкополь — небольшой населенный пункт на севере Львовщины. На правом фланге шла в атаку батарея самоходно-артиллерийских установок (САУ) старшего лейтенанта Быкова.

Метко стреляла по врагу самоходка Петра Горшенева. На окраине Дружкополя снарядами самоходного орудия разрушены два немецких дзота, мешавших продвижению пехоты, разбиты десятки машин, повозок, уничтожено около ста гитлеровцев.

Вдруг в стороне появились тщательно замаскированные вражеские танки. Засада!

— Вправо! — услышал водитель голос командира.

Первым же выстрелом самоходки был подбит «тигр», вторым — средний немецкий танк. Бьют по врагу и другие экипажи САУ.

Но огонь фашистских танков беспощаден. В самоходку Горшенева попал снаряд. Из машины вырвались языки пламени и дым.

В трудной обстановке оказался экипаж. Коммунист Горшенев крикнул в переговорное устройство:

— Спокойней, ребята! Спокойней! Будем продолжать бой!

Не раз Горшенев на фронтовых дорогах смотрел смерти в глаза. Но никогда не поддавался панике.

— Вперед, браток! — уже глотая дым, говорит Горшенев механику-водителю Васильеву. Голос командира был тверд и уверен.

Но Горшенев знал рубеж, за которым экипажу грозила гибель. И не перешагнул его. Когда броня самоходки была сплошь охвачена пламенем и оно стало просачиваться в боевые рубки сухопутного дредноута, раздалась команда:

— Оставить машину!

И вот, наконец, выпрыгивают из раскаленного чрева брони механик-водитель Евстафий Васильев, наводчик Семен Фефелкин, заряжающий Иван Козырьков.

Отползли от угрожающего пламени, прижались к земле.

— Автоматы, гранаты к бою! — скомандовал Петр Горшенев своим подчиненным. В их сторону бежали вражеские автоматчики, но, встретив град пуль, остановились. Взвизгнула, зашипела разорвавшаяся вблизи мина. Осколок угодил Горшеневу в ногу. «Вот тебе… в огне не сгорел, а тут надо же такому случиться…» — с горечью промолвил Петр. Ему перехватили жгутом ногу. Петр Горшенев не ушел с поля боя.


  • Боевой путь 13 армии
  • Николай Павлович Пухов

Поделиться

Tags

  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Спутник земли ?

Редакторы выбирают

Блог