Невозможно – это всего лишь громкое слово, за которым прячутся маленькие люди. © Мохаммед Али
24-января-2023, 18:07 919 0
Эпилог
Как мне стало известно позднее, обстановка в Берлине 29 и 30 апреля еще больше ухудшилась{3}. 29 апреля комендант обороны Берлина генерал Вейдлинг вновь предложил Гитлеру организовать всеми силами прорыв в направлении Потсдама, чтобы соединиться с армией генерала Венка. И Гитлер опять отказался последовать этому совету. 30 апреля между 15.00 и 16.00 фюрер застрелился в своих апартаментах, расположенные в бункере имперской канцелярии. Ева Браун в это же самое время покончила с собой, приняв сильнодействующий яд. Тела обоих, завернутые в одеяла, вынесли во внутренний двор имперской канцелярии, облили бензином и сожгли.
По распоряжению Геббельса генерал Кребс той же ночью начал переговоры с командующим частями Красной армии в Берлине маршалом Жуковым о временном прекращении в городе боевых действий. Однако эти переговоры, длительные и утомительные, не дали положительных результатов. Только через 24 часа после смерти фюрера Геббельс и Борман сочли нужным проинформировать об этом событии адмирала Дёница, которого Гитлер назначил в завещании своим преемником. Вообще же Геббельс оказался в безвыходном положении, когда переговоры о перемирии закончились ничем. В полдень 1 мая он отравил пятерых своих детей. Через несколько часов, между 20.00 и 21.00, охранник-эсэсовец, выполняя приказ Геббельса, застрелил его и жену Магду во внутреннем дворе имперской канцелярии. Адъютанту Геббельса гауптштурмфюреру СС Швегерманну было поручено облить их тела бензином и сжечь.
Между тем оставшиеся в имперской канцелярии обитатели бункера намеревались под руководством Монке и Бормана попытаться прорваться из Берлина на запад. Примерно в 22.00 они пошли в атаку тремя отдельными группами, пройдя предварительно туннелями метро от станции «Вильгельмплац» до станции «Фридрихштрассе» и выйдя на поверхность в районе моста Вайдендамм. Эта попытка окончилась неудачей. Лишь несколько человек пробилось на запад. По словам Аксмана, не подтвержденным другими источниками, Борман и доктор Людвиг Штумпфеггер были убиты{4}, погиб тогда же и Хевель. Монке пробыл в русском плену до 1956 г. Генералы Кребс и Бургдорф покончили жизнь самоубийством.
В ночь на 1 мая генерал Вейдлинг, комендант Берлина, договорился с маршалом Жуковым об условиях капитуляции всех немецких воинских частей, защищавших город. Сам генерал Вейдлинг был пленен и увезен в неизвестном направлении. Предполагалось, что с объявлением о капитуляции прекратятся всякие боевые действия. Однако еще два дня в Берлине существовали небольшие очаги сопротивления и отдельные вооруженные группы предпринимали отчаянные усилия, чтобы избежать русского плена. 4 мая все было кончено.
Как мы уже знаем, 22 апреля 1945 г. ставка Верховного главнокомандования вооруженных сил была переведена в Крампниц близ Потсдама, но в связи с приближением русских танков ей пришлось уже на следующий день переехать в Фюрстенберг, расположенный в 70 километрах к северу от Берлина. Здесь, как мне рассказали позднее, она оставалась до 29 апреля, то есть до того дня, когда русские войска подошли вплотную к городу и возникла необходимость переехать в Доббин (Южный Мекленбург). С 22 апреля и до 1 мая своей главной задачей ставка ОКВ считала организацию помощи Берлину. Кейтель и особенно Йодль работали над ее решением не жалея сил. В этот период Кейтеля можно было застать на том или ином командном пункте армии, корпуса, или дивизии, которые предполагалось использовать для спасения столицы Третьего рейха. 1 мая, по приказу нового главы государства адмирала Дёница, Верховное главнокомандование вермахта перебазировалось в Плён (земля Шлезвиг-Гольштейн), где обосновался Дёниц со своим штабом. Когда же Дёниц определил местом пребывания своего правительства город Фленсбург, то туда же последовала и ставка ОКВ.
По инициативе Дёница уже 2 мая начались переговоры между адмиралом Гансом фон Фридебургом и фельдмаршалом Бернардом Лоу Монтгомери об условиях сдачи немецких воинских частей, оперировавших в Северной Германии. Первым свою подпись под актом о безоговорочной капитуляции поставил 7 мая в 2.45 в штаб-квартире Эйзенхауэра в Реймсе генерал-полковник Йодль. Боевые действия на всех фронтах должны были прекратиться в полночь 9 мая.
Затягивая — и до известной степени успешно — переговоры о прекращении огня и о безоговорочной капитуляции, адмирал Дёниц руководствовался следующими соображениями:
1. Очень важно было выиграть время для завершения операций по вывозу по морю немецких войск из дельты Вислы и Курляндии, для чего использовались все доступные плавучие средства.
2. Нужно было успеть перебросить группу армий «Висла» из района Мекленбурга на запад. Входившие в группу 3-я танковая и 21-я общевойсковая армии сопровождали огромную массу беженцев из Померании, Мекленбурга и Штеттина. Когда британское руководство приняло 5 мая от адмирала Дёница заявление о капитуляции немецких воинских частей в Северной Германии, английские и американские войска стояли на линии Людвигслуст — Шверин — Висмар. Дёниц хотел, чтобы как можно больше беженцев и германских военных миновали эту линию.
3. Время являлось чрезвычайно важным фактором и для группы армий «Центр» численностью в 1,2 млн. человек под командованием фельдмаршала Шёрнера, которая застряла в Богемии. Главные силы 1-й и 4-й танковых и 17-й общевойсковой армий были сосредоточены 6 мая в районе Исполиновых гор, примерно на линии Гёрлиц — Глатц, к западу от Остравы и Брюнна. Расстояние до американского фронтового рубежа на уровне Карлсбад — Пльзень — Пассау достигало в отдельных местах 250 километров. В довершение ко всему чехи подняли в Богемии и Моравии восстание. Командующий группой армий «Центр» фельдмаршал Шёрнер, назначенный Гитлером в завещании начальником Генерального штаба, спасая собственную жизнь, бросил свои войска, находившиеся в отчаянном положении, и бежал на запад.
9 мая 1945 г. в Берлине — Карлсхорсте в 16.00 был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии. Под документом поставили свою подпись генерал-фельдмаршал Кейтель, адмирал фон Фридебург и генерал Штумпф. Акт вступил в действие немедленно.
Генерал-фельдмаршал Кейтель, генерал-полковник Йодль и обергруппенфюрер СС Кальтенбруннер были приговорены судом Международного военного трибунала в Нюрнберге к смертной казни и повешены.